Жалоба на работодателя

На протяжении трудовой деятельности хотя бы раз возникали споры с начальством. Причины разнообразны.

Если руководитель нарушает или ущемляет права работника, для разрешения возникшей ситуации можно обратиться в трудовую инспекцию.

Как это сделать, какие вопросы рассматривает данная организация, на что следует обратить внимание при составлении жалобы и многое другое изложено ниже.

Когда следует обращаться в трудовую инспекцию

Трудовой инспекцией принято называть государственную инспекцию труда, которая является учреждением, призванным следить за соблюдением трудового законодательства на предприятиях всех форм собственности.

В спорных или конфликтных ситуациях между нанимателем и работником не всегда первые могут руководствоваться буквой закона. Руководителем нарушаются или ущемляются права сотрудников.

Для разрешения спора или с целью наказать виновного может быть подана жалоба в трудовую инспекцию. Следует понимать, что рассматриваться будут конкретные случаи нарушения законодательства, а не разбирательства между двумя сторонами, основанные на личной неприязни.

Трудовой инспекцией будут приняты к рассмотрению ситуации, если речь идет:

  • О всех нарушениях, связанных с выплатами (позже установленного срока, лишения доплат без оснований и т.п.);
  • О не предоставляется очередной отпуск, график отпусков составлен с несоблюдением условий коллективного договора, локальных документов предприятия;
  • О нарушениях условий труда;
  • О работе в неурочное время без оплаты;
  • О переводе, совмещении\совместительстве с нарушением условий трудового соглашения или контракта;
  • Об увольнении с нарушением законодательства.

Обвинение должно быть не надуманным, а с реальным подтверждением нарушения прав работника руководителем. Личные отношения между сторонами, влекущие возникновение неприязни, не должны быть основой обращения.

Какие виды документов проверяются трудовой инспекцией

В трудовую инспекцию поступила жалоба. Начинается процесс разбирательства.

Инспектору требуется провести проверку основных документов на том предприятии (фирме), где возникла спорная ситуация.

Изучению подлежат документы как постоянного, временного сроков хранения, так и по личному составу. Речь идет о:

  • Договорах (трудовых и прочих);
  • Трудовых книжках;
  • Отчетности, отслеживающей движение документов работников (трудовые книжки);
  • Личных карточках всех работников;
  • Штатном расписании;
  • Графике, в котором указаны сроки отпусков сотрудников;
  • Оповещениях о предоставлении отпусков;
  • Табелях учета рабочего времени;
  • Табелях с вредными условиями труда;
  • Расчетных листах (ведется ли выдача работникам);
  • Локальных актах предприятия;
  • Приказах по основной деятельности и личному составу руководителей;
  • Лицевых счетах работников;
  • Зарплатных ведомостях;
  • Ознакомлениях с приказами и другой документацией, которая организует и регламентирует условия труда сотрудников.

Правила написания

Правила написания жалобы в трудовую инспекцию

  1. Такой документ не имеет четкой формы, чаще всего можно использовать стандартную, в которой есть так называемая шапка, вид документа, содержание, дата, подпись, расшифровка подписи, приложения (если имеются);
  2. Информация должна подаваться с использованием официально-делового стиля.

    Если гражданину сложно написать в таком ключе, то однозначно не требуется употреблять большое количество сравнений, синонимов, эпитетов, углубляться в подробные описания, отступления от темы не допустимы;

  3. Грамотность изложения: правила русского языка еще никто не отменял;
  4. Обязательным является указание данных обращающегося. Это фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон, электронная почта (не обязательно), точное название и адрес предприятия, на которое жалуются;
  5. Краткость и информативность изложения проблемы;
  6. Присутствие фактов, подтверждающих нарушения.

    Приложение в виде ксерокопии документов приветствуется.

Если в тексте содержится ненормативная лексика, то разбирательство проводится не будет.

Способы подачи

Все зависит от возможностей человека.

Личная подача

Гражданин, составив жалобу в количестве двух экземпляров, может лично отнести документ в трудовую инспекцию своего города.

Подав один экземпляр на рассмотрение, на втором должна быть отметка, в которой укажут дату приема, будет стоять подпись лица, принявшего заявление. Второй экземпляр документа останется у просителя как подтверждение того, что его жалоба пошла на рассмотрение.

Отправка по почте

Составляется жалоба со всеми необходимыми реквизитами в 2 – ух экземплярах, один из которых остается у просителя, второй отправляется заказным письмом с уведомлением.

Такая форма хороша тем, что уведомление будет доказательством того, что документ дошел до адресата. По подписи за получение можно установить сотрудника инспекции, кто принял обвинение, а почтовый штамп свидетельствует о дате поступления в организацию.

Через интернет

Продвинутые просители могут подать жалобу, не выходя из дома. Для этого достаточно воспользоваться официальным сайтом Государственной инспекции труда.

Выбирается вкладка «Проблемы», далее ставится галочка напротив темы обращения. Речь идет о:

  • Заработной плате;
  • Рабочем времени и времени для отдыха;
  • Приеме и увольнении;
  • Изменении трудовых условий;
  • Охране труда;
  • Ответственности сотрудника (материальная, дисциплинарная);
  • Нарушении правил работы с документами.

В случае если тематики нет в списке, есть вкладка «Прочие вопросы».

Анонимный запрос не рассмотрят

Этот является важным моментом. Если проситель боится того, что работодатель может после разбирательства применять в его адрес методы наказания, тогда в заявлении нужно попросить не разглашать информацию о жалобщике.

Делается это письменно в форме заявления.

Если трудовой инспектор нарушит право на неразглашение информации о просителе, тогда к нему будут применены санкции.

Можно ли отозвать жалобу

Если запрос поступила в трудовую инспекцию и прошла регистрацию, то по ней будет начато расследование.

Бывают ситуации, что в процессе разбирательства стороны пришли к консенсусу без вмешательства инспекции, тогда проситель пишет бумагу, в которой указывает информацию, согласно которой инцидент исчерпан.

Процесс расследования будет доведен до конца, однако данные факты будут являться смягчающими обстоятельствами при вынесении наказания работодателю.

Сила коллективной жалобы

Коллективная жалоба в трудовую инспекциюБывают случаи, когда нарушения законодательства могут быть не только в отношении одного работника, но и группы сотрудников. Тогда имеет место коллективная жалоба.

Такая форма является более мощной доказательной базой при выявлении нарушений.

Стоит помнить, что все подписавшиеся под текстом должны расшифровать свою подпись.

На таком документе указывается информация о работнике, который является представителем всех подписавшихся (с указанием телефона, адреса, электронной почты), чтобы для уточнения данных в процессе разбирательства можно было связаться.

Нюансы

Жалобу рассматривают с момента регистрации в трудовой инспекции в течение 30 дней. Если ситуация требует детального изучения, тогда возможно продление срока еще на месяц.

Отказать в рассмотрении могут по нескольким причинам:

  • Анонимность заявления;
  • Текст прошения содержит нецензурную лексику;
  • В тексте нет информации, подтверждающей нарушение закона (выказывание недовольства начальством, сетование на трудности и т.п.);
  • Отсутствуют данные о нарушителе законодательства или они неполные (нет названия организации, неправильный адрес и т.п.).

После того, как трудовая инспекция провела проверку информации, последует в письменной или электронной форме ответ просителю.

Если гражданин, подававший жалобу, считает, что инспектор недостаточно полно разобрался в ситуации или сам нарушил законодательство, то он имеет право подавать в суд (в течение 10 дней) или Федеральную трудовую инспекцию (бессрочно) для обжалования.

Бывают случаи, когда после подачи ответа нет. Причиной может быть сбои работы системы (если прошение подавалось по Интернету) или письмо затерялось (нет корешка о получении заказной корреспонденции).

По прошествии месяца – полтора можно подать повторный запрос.

Советы тем, кто собирается подавать жалобу:

  • Перед обращением в трудовую инспекцию можно попробовать урегулировать ситуацию с руководителем (письменные требования должны быть зарегистрированы в секретариате и на них обязан быть ответ). Если в официальном принятии бумаги отказывают, тогда такой факт обязательно указывается;
  • Перед составлением текста самой жалобы необходимо тщательно изучить основные пункты трудового законодательства, по которым чаще всего возникают споры (статьи 37, 64, 84, 87, 212 Трудового кодекса Российской Федерации);
  • Можно обратиться в местную трудовую инспекцию и получить устную консультативную помощь по возникшей ситуации, а также советы по правильному составлению;
  • Не стоит затягивать с подачей жалобы: чем быстрее, тем лучше.

Трудовые споры – одни из самых распространенных.

Человеку, владеющим информацией по трудовому законодательству, знающему свои права и обязанности как работника, умеющему составлять официальные документы проще при решении возникающих спорных ситуаций.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

очиститьОтправить